КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ



Конспект
Логопедического занятия

Тема:    Парные звонкие и глухие согласные.
              Звуки К – Кь.
Цели:      1.   Уточнить и закрепить основные
               характеристики звука / К/
                                    его акустический и графический образ
                                         2.    Развивать навыки фонематического анализа
                                        и синтеза на материале слов со звуком /К/.
              3.  Развивать зрительную и слуховую память.
              4.    Обогащать словарный запас. 
                                              5.   Воспитывать устойчивость и самостоя-
                                      тельность учебной работы,навыков само
организации.

           Оборудование:    Слоговые дорожки,звуковые линейки,
                    предметные картинки,фишки,мяч
карточки со словами.
Ход занятия.
I.  Организационный момент
1.     Развитие слухового внимания.
Прослушивание рассказа «Компот»

Однажды кот, коза, корова, собака и кролик решили сварить компот.
Они приготовили большую кастрюлю. Налили в неё воды.
Поставили её на огонь. Стали звери укладывать в неё кто, что любит.
Коза нарезала капусту, кот бросил колбасу, корова арбузные корочки,
кролик-морковь, а собака …. Когда вода закипела, друзья решили попробовать…

Как вы думаете, понравился им компот?
Почему? А как,  по-вашему, нужно варить компот?


2.     Знакомство с темой занятия.
Припомните и назовите животных из рассказа.
Какой звук есть в названиях животных?
Какие продукты попали в компот?
Есть ли в этих словах звук К?
3.     Формулировка темы занятия.

II.               Основная часть.

1.     Характеристика звука К.(согл.,твёрд.,глухой)
Какие органы участвуют при произношении этого звука.
Что  образует преграду воздушной струе? 
 Связь звука и буквы.
1.     Закрепление написания буквы К. Задание : Найти в строчке все буквы К,
подчеркнуть, синим карандашом.
2.     Различаем  К и Кь
Загадки :    Кто лёжа на подушке
                  Лапкой моет ушки? (кот)

                 Море пенится, кипит
                 Выплывает с моря ….(кит)
Сравните ,чем отличаются звуки в словах кот-кит?
Вывод: значит звук / К /может быть не только твёрдым, но и мягким
3.     Дифференциация  К – К  в слогах.
   Соедините букву К с гласными и прочтите слоги. (На доске)
  Соберите слоги в домики,.(синие и зелёные в тетради),придумать слова начинающиеся с этих слогов.

4.     Дифференциация звуков в словах.
   Наш кот  говорит , что тоже умеет различать К и Кь.
   Послушайте, как он говорит, и исправьте его:
-         вечером смотрю кыно
-         познакомился с кыской
-         нашёл кырпич

6 .  Теперь давайте поможем коту и киту разделить предметы между собой.
  Если в слове К- поднимаем  синий кружок и отдаём предмет коту, а если
  Кь – зелёный, отдаём киту. Предметы спрятаны в загадках.

ЗАГАДКИ:  Кругла, рассыпчата, бела             У Ивашки на кармашке
                   На стол она с полей пришла           Мама вышила
                    Ты посоли её немножко                 ро……(ромашки)
                    Ведь, правда, вкусная….
                     (картошка)
                 
                  Что за скрип, что за хруст?        За верёвочку узду
                  Это что ещё за куст?                  Через двор коня везу
                   Как же быть без хруста,             С горки вниз на нём лечу,
                  Если я
                      (капуста)…..                                   А потом  домой тащу  (санки)
  
                  За ботву как за верёвку                 Не ботинки, не сапожки
                 Можно вытянуть….                     Но их тоже носят ножки
                 ( морковка)                                    В них мы бегаем зимой  
                                                                         Утром в школу, днём  домой   
                                                                                   (валенки)
        Как назвать одним словом предметы, которые достались коту?

      7.    Давайте попробуем сочинить небольшие стишки.
                   Для этого нужно подобрать пары слов схожих по звучанию.
                 Нам помогут картинки. Назовите пары слов, в которых есть звуки
                 К – Кь   (мишка-шишка, ракета-конфета, ложка-кошка,  рыбак-червяк

  Воспроизвести пары слов по ключевым словам.
Шёл по лесу…, на него свалилась…
В небеса летит…., на столе лежит …
У котёнка мама …, а под стол упала….
На крючке сидит …., червяка нашёл …

8.    Пальчиковая гимнастика:
                   Упражнения - «Капуста» и «Лягушки»
9.       Развитие навыка словоизменения и  звукового анализа и синтеза.
ИГРА «Волшебники»
Кот и кит любят играть в волшебников, превращать одни предметы в совершенно другие. Для этого, нужно всего лишь заменить в слове первый
Звук на К или Кь.
СЛОВА: волос, ложа, лом, роса, пол, Маша, рот, репка,  вино,миска,пуст,Толя
Пока мы играли, кот и кит навели в комнате беспорядок, все игрушки разбросали. Давайте поможем сложить всё на место.
           Сложите в коробку всё что начинается со звука К, а в шкаф все предметы
в  которых К в середине слова  (картинка на доске)
Игра «Путаница»:
      под столом в этой комнате я нашла непонятные   предметы, в их названиях перепутались слоги. Распутайте слова. Разделите
             на слоги. Составьте предложения с предлогом из-под.
                                                                       (мар,ко. Бик,ку. Чи,клю. Та,кон,фе)
9.        Выделение звука из текста.

                        Ребята,а кто живёт в этой квартире? Кот или кит?
                          А где живут киты?
ИГРА «Чей дом?»:
-         Кто живёт в будке?
-         Кто в овчарне?
-         В логове?
-         В дупле?
Определить наличие и место звука в словах. 

Посмотрите на картинки и определите, для кого сделаны эти дома.
Как они называются?
Как называются детёныши этих животных?
Составьте предложения по образцу: У белки бельчата, они живут в дупле.
Назовите слова со звуком К.
ИГРА «Четвёртый лишний»
-Назвать предметы на картинке, одним словом.
-         найти лишний , объяснить.
-         Назвать животное со звуком К, как называется его жилище.

- Самостоятельно, собрать пазлы «Где, чей дом».
     Назвать животных со звуком   К или Кь. Дать характеристику звукам.
II.               Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?
Кто помогал нам на занятии?
Названия, каких жилищ животных вы запомнили

Конспект
Логопедического занятия

Тема:       Автоматизация звуков Р – Рь в словах и предложениях.
Цели:      1. Закрепление правильного произношения звуков в словах
                     и предложениях .
2.      Развитие фонематического анализа.
3.      Уточнение словаря по теме «Продукты»
4.      Закрепление навыка образования прилагательных от существительных.
5.      Закрепление в речи структуры распространённого предложения.

Оборудование:  лабиринты, печатные буквы, предметные и  
                              сюжетные картинки, мяч.      
   Ход занятия.

I.                   Организационный момент.
Находим рыб на картинке.

II.                 Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка», «Шмель», «Лошадка», «Грибок»

III.              Изолированное произношение звука Р.(лабиринты)

IV.             Чтение слогов со звуком Р(Рь) по таблице.

V.                Выделение слов со звуками Р – Рь:
1.из потока слов
задание : выкладываем фишки , если услышим слово со звуком Р или Рь.
        СЛОВА: тучка, ручка, радуга,вьюга,поза,роза,рыба,губа,диковинка,раковинка.
       
         Назовите лишнее слово:   лом, лом, ром, лом
                                                   Печка, печка, речка, печка
                                                   Хрустик, кустик, кустик, кустик
2. из предложений
        Хозяйка однажды с базара пришла,
        Хозяйка с базара домой принесла
        Картошку,капусту,морковку,горох
       Петрушку и свёклу. Ох!

         -вспомните все, что купила хозяйка на базаре.
  - что лишнее
-         назовите все, одним словом. (Овощи)
-         купим  всего по 5
Загадки:
Плачет бабка, плачет дед          Спрятан красный корешок
Что же будет на обед?               Сверху виден лишь вершок
Ведь застряла крепко                  А подцепишь ловко
В огороде…….                                И в руках …….

 Игра «Четвёртый лишний»- картинки
Образовать прилагательные от слов- предметов

   Проговариваем чистоговорки:    
ор-ор-ор-мы купили помидор
Ыр-ыр-ыр- мы купили сыр
Рец-рец-рец- в огороде огурец
Ор-ор-ор- на поляне мухомор
Ир-ир-ир-Рома пьёт кефир
Как назовёте предметы, одним словом?
Что лишнее? Почему?
Как называется время приёма пищи утром? Днём? Вечером?

Соберите на завтрак продукты в названии которых звук Р стоит в начале слова.
На обед – в середине слова, на ужин – в конце слова.
Какие продукты мы не будем использовать? Почему?
Обговорить, как можно приготовить продукт или что из него можно приготовить.
Сок из моркови, какой? – морковный
                                         Суп из рыбы, какой? – рыбный
                                         Каша из риса, какая? – рисовая
                                        Пюре из картошки -  картофельное и т.д.
   Составить рассказик из серии картинок: «Как Рая провела утро»

VI.   Развитие звукового анализа и синтеза

           Заменить 1-й звук на Р:   кепка, мак , лис, лаки
          Добавить звук в начало слова: -оса, -одина,- убаха,-узкий,-акушка,-улет
Назвать продукт.
VII.           Пальчиковая гимнастика.
Выполнение упражнений с проговариванием.
Упражнения: «Капуста», «Грибники»
Что можно приготовить из грибов?
Назовите грибы со звуком Р.

VIII.        Закрепление звука  в стихах.

Грустит осень в лесу,
И от грусти , вырастают
В лесу грибы грузди,
Там где осень проронит слезинки
Наберётся грибов три корзинки
Жуёт   спозаранку барашек баранку
Грызёт поросёнок морковку спросонок.
IX. Итог занятия.




 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Д - Т
                 ЦЕЛИ: 

                 1. Развивать фонематические процессы.
                   2. Уточнить и сопоставить звуки в произносительном плане с опорой
                             на слуховое и зрительное восприятие.
                   3. Выделять звуки на уровне слога,слова,словосочетания,текста.
                   4. Определять положение звука по отношению к другим.

                            Ожидаемый результат:

1.     Усвоение основных терминов «звук», «буква», «слог»
2.     Усвоение отличительных признаков рассматриваемых
                             звуков.
     3.  Различать смешиваемые звуки на слух и на письме.
               4.   Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звукам


Ход занятия.
I.                  Организационный момент

1.     Развитие слухового внимания.
·        Игра «ДА-НЕТ». Внимательно слушаем и отвечаем только да или нет.
-         форма круга у монет?
-         Пишет повар вам портрет?
-         Носят на талии дамы браслет?
-         Борщ –полезная еда?
-         Над трамваем провода?
-         Столица Китая Караганда?
-         Двойка это не беда?

·        Найти лишнее слово, которое отличается одним звуком.

Дом, дом, том, дом.
Вата, вата, вода, вата.
Тень, тень, тень, день.
Найти, найди, найти, найти.

2.     Знакомство с темой занятия.
Расшифруйте слова, пользуясь шифром: 754316, 724316

1
2
3
4
5
6
7
к
д
ч
о
т
а
у

     Чем отличаются слова? (смыслом и звуками)
II.  Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков.
    
·        Сравнить звуки по артикуляции
·        Дать акустические характеристики
·        Связь звука и буквы

2.     Различаем  Ть-ДЬ
   Чтение слогов по таблице.
   Сделать вывод, когда согласные звучат твёрдо, а когда мягко
·        К вам на занятие пришли 2 брата близнеца  отгадайте, как их зовут.
         Читаем только вторые буквы:   идоернтиасвкма
           втпочлбижк
                                                               (Дениска и Толик).

Как вы думаете кто из них кто? (весельчак-Дениска, умный и задумчивый –Толик)

·        Как вы думаете,  по сколько лет близнецам?
    Сосчитайте все буквы Д и отнимите все буквы Т, и вы узнаете, сколько лет          близнецам. (По 5 лет)
·        Как видите, они ещё малыши, а что любят делать малыши? Назовите всевозможные действия со звуками Д –Т (гулять, играть, дразниться и т.д.)
    Давайте поиграем – пальчиковая гимнастика «Костёр»

3.     Дифференциация звуков в словах
·        Вставьте в слова  Т или Д. ИГРА в мяч.
 - уча,-апочки,-верь,-умба,-ама, -рос, -ача,-рава,-ынька.
4. Развитие звукового анализа и синтеза.

·        ИГРА «Эстафета»
Команда Толика двигается если услышит слово со звуком Т, а команда Дениски - если услышит слова со звуком Д,
Слова: дрова, продавец, хвост, мотылёк, свобода, дискотека, студия, подозрительно

·        Малыши проголодались. Чем нам накормить малышей?
Я точно знаю что Дениска любит все продукты в названии которых есть звук Д, а Толику нравится всё со звуком Т.
Возьмите из каждого слова слог, на который указывает цифра, и составьте слово.
Вишенка + домино +град=
                                                  1                  3             1
котлован + полено + планета=
                                                   1              2           3
следы + песня=
2                          2
дракон + кофе + сигареты=
  2              2            4
·        Замените в словах глухой Т на звонкий Д :  Игра «Волшебники».
  Тело, тачка, тень, катушка, точка, плоты, найти.

·        Разделите предметы между близнецами.(картинки)
Игра «Ассоциации»  
 5.Закрепление правильного употребления существительных с предлогами.
·        Поиграем с детьми в прятки. Куда у нас в классе можно спрятаться? (под стол, под парту, в шкаф, за дверь, за доску)
-Если дети под столом, откуда они вылезут?
-Если дети в шкафу, откуда они выбегут?
-Если дети за дверью, откуда выглядывают дети?
6.Развитие зрительного внимания и фонематического восприятия.
Вставьте пропущенные буквы и прочтите пословицу
Делу – время, потехе – час. – как вы понимаете пословицу, в чём её смысл7
Пришло время заняться делом и близнецам.
·        Что напутали близнецы?  Каждый вписал «свою» букву. Исправьте ошибки.
 Тушистый       мосДик
Тлинный           цвеДок
Тубовый           хвосДик
     Составьте словосочетания, подобрав подходящие по смыслу слова.
    Дополните словосочетания до предложений.

·         Отгадайте загадки. Определите наличие место звука в отгадке. Запишите слова в кроссворд.
Сделайте предметы маленькими, из одного предмета много.

Чтобы было, где писать              Должен каждый ученик
 В школе нам нужна….                 В школу брать с собой….

    Что альбом раскрасит наш          в мороз и холод, чтобы было нам тепло
Ну конечно….                                  Одеть мы не забудем зимнее….
     Ребусы : пистолет, подкова
Какое слово не менялось?
Вставьте в стихотворение слово «пальто»

Холод, дождь, кругом зонты
Надевать пора …………….
Еду с мамой на метро чтоб
Купить себе ……………
Вот конец всей суете
Еду в новом я …………..
Ах, какая красота
Пять карманов у …….

7. Закрепление правильного написания звонких и глухих согласных в середине и в   конце слов.
·        Малыши не могут поделить предметы (карточки со словами и пропущенными в них буквами), один говорит, что это его предмет, потому что там звук Т, а другой с ним спорит.
·        Графический диктант. Вставьте нужные звуки в слова и проверьте.
Что за рисунок у вас получился? (конфета)
Определить наличие звука, его место в слове, дать характеристику.
 

·        Пора провожать малышей домой. А дорогу вы найдёте по карте.
           Идти, нужно наступая только на предметы со звуком Т и Д.




III.  Итог занятия


Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Образовательные:
- знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- совершенствование навыка послогового чтения.
Коррекционные:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- воспитание  интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка,  цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.
Ход

1. Организационный момент.  (слайд  2)
Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?
Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.
- Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?
- Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…
Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
 - Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?
2. Подготовительная работа
- А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:
1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).
Гимнастика для глаз: (слайд 3)
Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.
- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!
Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши -
Пусть посмотрят малыши
3. Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это - … (язык, рот…)
- Поможем речевым органам стать сильными и послушными.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)
Погулять язык собрался    (открываем рот)
Он умылся                         (облизать верхнюю губу),
Причесался                        («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся    (облизать губы по кругу),
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз упал                           (вытащить язык вперед-вниз),
Наверх залез                      (потянуть язык к носу),
Раз и в ротике исчез         (закрыть рот)!
Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.
Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?
Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)
Произнесите звук еще несколько раз и расскажите  Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.
На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.
Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.
Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли
5. Выделение звука на фоне слога, слова.
Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый  А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый  У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал   милёнок И, прочитали дети… ЧИ 
Прибежал красавчик  Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал  серьёзный  Ё, прочитали дети… ЧЁ 
Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».
            6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.
Чебурашка предлагает вам новую игру.
Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?
 Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.
Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание  в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)
7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.
Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)
8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст. Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо  прячется под листочками.
А днем греет  бочок на солнце.
Танечка   очень  любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно. ЧЕРЕПАХУ.
Черепахи бывают  разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.
Какие задания показались вам интересными?
Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

(слайд 15)




Комментариев нет:

Отправить комментарий