понедельник, 20 мая 2013 г.

диагностика устной речи


сокращённый вариант тестовой методики диагностики
устной речи младших школьников по Т.А. Фотековой.

Структура методики.
Обследование состоит из 6-и серий. Методика применяется для учащихся начальной школы. Отличие первичного обследования от обследования учащихся при выпуске с логопункта состоит в увеличении объёма материала.

Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает 4 группы заданий и носит комплексный характер).
Первая группа заданий состоит из 10 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками для проверки фонематического восприятия. На успешность выполнения этих заданий влияют:

-          уровень фонематического восприятия,
-          трудности переключения, (инертность т.е., «застревание» на каком – либо слоге.
Вторая группа заданий направлена на выявление нарушений в слоговой структуре слова (количество, последовательность звуков и слогов, ударность) и включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.
            Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отражённое проговаривание слов. Это задание даётся по необходимости в конце обследования для уточнения звукопроизношения. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования.
            Четвёртая группа заданий  нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путём выполнения 10 движений и цепочек движений по показу экспериментатора. Это задание даётся по необходимости в конце обследования.

Серия IIИсследование навыков языкового анализа - состоит из 5 или 10 заданий для выявления знаний о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение» и владения навыками выделения их из потока речи. Обследование можно проводить на материале III серии «Исследование грамматического строя речи»  или VI серии заданий «Исследование  связной речи».

Серия III - Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из 4-х  групп заданий, по 5 - 10 проб каждая.
Первая группа заданий: повторение предложений различной грамматической сложности (комплексный характер). Параллельно отслеживается восприятие объёма вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти.
Типичные ошибки:
-          замены слов по семантическому сходству (вербальные парафазии)
-          замены слов по фонетическому сходству (литеральные парафазии)
-          поиск слов
-          трудности удержания смысловой программы.
У младших школьников количествово лексических ошибок зависит от длины предложения, а грамматические ошибки обусловлены синтаксической сложностью фразы. Можно использовать чистоговорки.
Вторая группа заданий: составление предложений из слов, данных в начальной форме (правильное грамматическое оформление высказываний вызывает трудности у детей с системной речевой патологией).
Третья группа заданий: подбор пропущенного предлога в предложении.
Четвёртая группа заданий: образование формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Типичные ошибки:
-          унификация ударения в парадигмах слов
-          устранение чередования конечных согласных основы ( ухо – ухи)
-          унификация основ существительных, имеющих во множественном числе наращение – j – ( стул – стулы)
-          тенденция к замещению флексии –«а»  на «-и» (-ы) у существительных среднего рода (окно – окны)
-          вытеснение нулевого окончания « -ов» во множественном числе Р.п. (звезда – звездов).

Серия IV   – Исследование словаря и навыков словообразования  (словообразовательных процессов)– состоит из 4-х групп заданий.

           Первая группа заданий: знание слов – существительных, обозначающих названия детёнышей в единственном и множественном числе - 10 проб.
           Вторая группа заданий: образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме - 5 проб.
           Третья группа заданий: подбор слов – синонимов и антонимов.
Четвёртая группа заданий: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных от существительных. по 5 или 10 проб.
   Правильный выбор прилагательных в большинстве случаев определяется традицией. Не зная традиций, но овладев какой – нибудь словообразовательной моделью, ребёнок начинает её активно использовать и прибегать к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии заканчивается к началу школьного обучения.
Для детей с ОНР и ЗПР задания на словообразование сложны, часто пробы выполняют стереотипно (инертно: салат из моркови – морковный, суп из грибов – грибный).

 Серия V Исследование понимания сложных логико – грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращённой речи.
    Для правильного выполнения задания требуется:
-          аналитико- синтетическая деятельность
-          одновременное усвоение обширной информации
-          кратковременная и долговременная память
-          пространственное восприятие.
Серия включает 10 проб, в том числе конструкции с предлогами, сравнительные, обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом).

Серия VI – Исследование сформированности связной речи. (комплексных характер)
   Овладение  гибкими, разнообразными жанровыми формами – длительный и сложный процесс, завершающий речевое развитие. Жинкин Н.И. выделяет два условия оптимальной генерации текста:
1.      накопление понятий из определённой области знаний;
2.      умение семантического сжатия и развёртывания текста.
Детям предлагается два задания:
-          составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-          пересказ.
Данная серия выявляет дефекты всех сторон речи.
Пересказ требует:
 -   сформированности слухо-речевой памяти
-          умения логично излагать свои мысли
-          умения устанавливать причинно-следственные связи.
 Методика оценивания ответов.

Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб равна 100 %.
При выполнении 10 проб одна проба равна 10 %, при выполнении 5 проб, одна проба равна 20 %. Верно выполненным задание считается с первого предъявления и с разовой помощью.
   Процентное выражение качества выполнения методики соотносится с одним из 4-х уровней успешности:
I уровень –100-80 %
II уровень – 79,9-65 %
III уровень – 64,9-50 %
IV уровень – 49,9 % и ниже.

   Для получения индивидуального речевого профиля надо оценить успешность выполнения каждой серии методики в %. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, который наглядно показывает как сформированные, так и менее сформированные компоненты речевой системы.
:
 -    на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий в % (10 значений)
-          на оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи (18 значений):

1.      фонематическое восприятие
2.      слоговая структура слова
3.      навыки языкового анализа
4.      грамматический строй речи:
 -    повторение предложений
-          составление предложений из слов
-          употребление предлогов в речи
-          образование существительных мн. числа именительного и родительного падежа
5.      словарь (лексика) и словообразовательные процессы:
-          образование существительных, обозначающих детёнышей животных в ед. и мн. числе
-          образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме
-           подбор синонимов и антонимов
-          образование качественных прилагательных от существительных
-          образование относительных прилагательных от существительных
-          образование притяжательных прилагательных от существительных
6.      понимание логико-грамматических отношений
7.      связная речь:
 – составление рассказа по серии сюжетных картинок
 - пересказ прослушанного текста
8.      звукопроизношение
9.      артикуляционная моторика.
 РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ.

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1.      Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
БА – ПА – БА - ПА                 ТА – ДА – ДА - ТА                      ГА – ГА - КА - КА
СА – ЗА – ЦА                       ША – СА – ША                          СА – ША – ЗА – ЖА
ВА – ЛА – ЛА – ВА             ЛА – РА – МА – НА                   ЧА – ТЯ – ЩА – СЯ
ША – ЖА - ЧА – ЩА

2.      Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

 Инструкция: «Повторяй за мной слова»:
космонавт  милиционер  сковорода  балерина  перепорхнуть  кораблекрушение  аквалангист  термометр  транспортир  Азербайджан.

Серия II. Исследование навыков языкового анализа
(на материале  III или  IV серии).

Инструкция: «Ответь на вопросы»:
  1. Сколько слов в предложении?
  2. Сколько слогов в слове?
  3. Определи место слога в слове.
  4. Определи место звука в слове.
  5. Сколько звуков в слове?

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1.      Повторение предложений.

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее». Или «Послушай внимательно предложение, запомни и повтори за мной».

-         На картине была нарисована полная корзина грибов. (Дети набрали в лесу полную корзину грибов. На стене висела картина, на которой был изображён лес.)
-         Мальчишки поймали уточку на крючок от удочки. (Маленькая уточка плавала в заросшем пруду.  Мальчишки взяли удочку и пошли на рыбалку.)
-         Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
-         Бабушка вязала кофту из разноцветных клубков ниток.
-         Медведь нашёл под большим деревом яму и сделал себе берлогу.
 1.      Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция:  «Составь из слов, которые я назову, предложение».

-         Девочка  читать  книжка.
-         В сад  расти  вишня.
-         Рисовать  карандаш  мальчик.
-         Сидеть  синичка  на  ветка.
-         Петя  купить  шар  красный  мама.

3.Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: «Закончи предложение» (с опорой на вопрос).
 - Лена наливает чай         (из чего?)        из чашки, стакана.
- Почки распустились       (на чём?)         на деревьях, ветках.
 -Лодка плывёт                   (по чему?)     по озеру, по реке.
- Мячик закатился под стол. Откуда достали мячик.        Из-под стола, шкафа.
 - Мальчик спрятался за дом. Откуда выглядывает мальчик?     Из–за дома.

4.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Инструкция: «Назови предметы по образцу».
Образец: Один –  стол, а если много – это столы.
Образец: Это -  столы. Нет чего? - Столов.

Один – стул, а много – это стулья.
Один - дом, а много – это дома.
Одно – окно, а много – это  окна.
Одна – звезда, а много – это звёзды.
Одно - ухо, а много – это уши.

Это - стулья.  Нет чего? - Стульев.
Это - дома. Нет чего? - Домов.
Это - окна. Нет чего? - Окон.
Это - звёзды. Не чего? -      Звёзд.
Это - уши. Нет чего? - Ушей.


Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.

      1.Образование существительных, обозначающих детёнышей животных в единственном и множественном числе и  существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: « Назови детёнышей животных и птиц по образцу».
Инструкция: «Я назову большой предмет, а ты маленький».

Образец: У кошки – котята, котёнок.

Образец: стол – столик.
У собаки–
у лошади–
у утки –
у лисы –
у льва –
у белки –
у курицы –
у свиньи –
у коровы –

Стул – стульчик.
Дом – домик.
Круг – кружок.
Дерево – деревце.
Ухо – ушко.

      2. Подбор синонимов и антонимов.

СИНОНИМЫ.
Инструкция: «Назови похожие по значению слова».
АНТОНИМЫ.
Инструкция: «Назови слова противоположные по значению, наоборот»
Образец: бабушка – старушка.

Образец: большой - маленький.

дедушка –
товарищ –
дело –
метель -
нищета - .

высокий –
тяжёлый –
широкий –
быстрый -
чёрный –


3.Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

ОТНОСИТЕЛЬНЫХ.
Образец: Кукла из бумаги – бумажная.
шляпа из соломы –
кисель из вишни–
горка изо льда –
варенье из сливы –
суп из грибов –
пирог из яблок –
лист дуба –
лист клёна –
лист осины –
шишки ели - .

КАЧЕСТВЕННЫЕ.
Образец: Лису за хитрость называют хитрой.
зайца за трусость –
медведя за силу –
льва за смелость –
тигра за быстроту –
волка за жадность -.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.
Образец: У собаки лапа – собачья.
У кошки лапа –
У медведя лапа –
У льва лапа –
У лисы лапа –
У белки лапа – .



Образец: Если днём жара, то день – жаркий.
если днём мороз, то день –
если днём солнце, то день –
если днём ветер, то день –
если днём дождь, то день –
если днём снег, то день – .



Серия V.Исследование понимания логико-грамматических отношений.

Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
1. Покажи карандашом ключ.
2. Покажи карандаш ключом.
      3.Сашу ударил Коля. Кто драчун?
4.Охотник бежит за собакой. Кто впереди?.
5.Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной.

 Серия VI. Исследование связной речи.

1).Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 – 5 картинок).
Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

Критерии оценивания.
-          Смысловая целостность.
-          Лексико – грамматическое оформление высказывания.
-          Самостоятельное выполнение задания.

Оценка.
5 – Серию картинок разложил, рассказ составил, установил  все смысловые и логические связи
4 – серию картинок разложил, рассказ составил, установил не все смысловые и логические связи.
3 – Серию картинок разложил с помощью, высказывание с нарушением логических и смысловых связей.
2 – Серию разложил с помощью, рассказ составил по вопросам, перечисляя изображения на картинках.
1 – Не выполнил задание, помощь не принял.

2).Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе рассказ , слушай его внимательно, запоминай и готовься пересказывать» Читать не более двух раз..

ГОРОШИНЫ.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка.
5 – Самостоятельно воспроизведены все смысловые звенья, без нарушения лексико-грамматических сторон.
4 – Самостоятельно воспроизведены все звенья с незначительным сокращением, наблюдается стереотипность оформления и поиск слов.
3 – Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации, отмечаются аграмматизмы, повторы.
2 – Пересказ по вопросам простыми предложениями.
1 - Невыполнение задачи.


 Дополнение к 1 серии обследования.

Исследование звукопроизношения
(проводится в конце обследования по необходимости).

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
 -   сор – роса – матрос
-         сено – василёк – высь
-         заяц – коза – овца
-         цапля – зима – магазин
-         шуба – кошка – камыш
-         жулик – лежак – соль
-         щука – вещи – лещ
-         чайка – очки – ночь
-         река – варенье – дверь
-         лампа – молоко – пол.

Исследование артикуляционной моторики
(проводится в конце обследования по необходимости).

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
-          губы в улыбке
-          губы трубочкой
-          язык лопаткой
-          язык иголочкой
-          язык чашечкой
-          скачем на лошадке
-          качели
-          маятник
-          улыбка – трубочка – заборчик – хоботок (чередование движений)
-          иголочка - лопатка (чередование движений)
   Статические упражнения удерживаются по 3 – 5 секунд, динамические повторяются
 по 4 – 5 раз.

   Обращаем внимание:
-          на объём движений
-          темп выполнения
-          точность конфигурации
-          симметричность
-          наличие синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений),
-          наличие  гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата)
-          усиленное слюнотечения
-          тремор органов речи (дрожание языка, губ)
-          посинение артикуляционных органов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий